Книга Перша стать. Зміни та криза чоловічої ідентичності

2 Відгуки
Формат
Мова книги
Видавництво
Рік видання

«Не служив — не мужик». Таке сприйняття не є природним чи вродженим, це культурно зумовлений стереотип, який змінюється впродовж століть.

У книзі «Перша стать» історик Андре Рош дослідив, як сформувалося сучасне сприйняття чоловіка у суспільстві. Він спирається на контекст французької історії, але українські читачі впізнають чимало закономірностей функціонування суспільств у селах і містах.

Андре Рош — сучасний французький історик. Здобув ступінь доктора філософії у Страсбурзькому університеті. Автор багатьох книг та публікацій, якими захоплюється читацька аудиторія закордоном.

Це видання було здійснене за підтримки видавничих програм Французького інституту, а також Програми сприяння видавничій справі «Сковорода» Посольства Франції та Французького інституту в Україні.

Продавець товару
Код товару
896370
Характеристики
Автор
Тип обкладинки
М'яка
Мова
Українська
Опис книги

«Не служив — не мужик». Таке сприйняття не є природним чи вродженим, це культурно зумовлений стереотип, який змінюється впродовж століть.

У книзі «Перша стать» історик Андре Рош дослідив, як сформувалося сучасне сприйняття чоловіка у суспільстві. Він спирається на контекст французької історії, але українські читачі впізнають чимало закономірностей функціонування суспільств у селах і містах.

Андре Рош — сучасний французький історик. Здобув ступінь доктора філософії у Страсбурзькому університеті. Автор багатьох книг та публікацій, якими захоплюється читацька аудиторія закордоном.

Це видання було здійснене за підтримки видавничих програм Французького інституту, а також Програми сприяння видавничій справі «Сковорода» Посольства Франції та Французького інституту в Україні.

Відгуки
2 Відгуки
Alla Dumnich
14 лютого 2021 р
5 балів
Криза справжності.
Очевидно, що стереотипи про “справжнього мужика” і “справжню жінку” не нові, основа їх не дуже варіювалась, проте змінювались умови. Якщо жінка - це берегиня, матір і людина без права голосу, то чоловік буквально розривався, щоб доказати свою “справжність”. Андре Рош показав розвиток становлення чоловіка у Франції протягом 18-19 століть, взявши за приклад як верхівку суспільства, так і селян. Умов насправді було багато: для сільського населення найголовнішими факторами були фізичне здоров’я і здатність утримати величезну сім’ю, якщо ти старший брат; буржуа ж спочатку зацікавлення у фізичній силі не проявляли, проте це почало змінюватись із приходом боксу. Варіації додавались з покоління в покоління, проте мало хто сумнівався у потребі бути справжнім чоловіком. Потрібен був тільки час, щоб зрозуміти, що тодішнє виховання хлопчиків, майбутніх справжніх чоловіків, близько межує із жорстокістю і цю межу може легко перетнути. Прагнення втілити в дітях дорослі ідеали обернулось озлобленістю цих же дітей, які, зрештою, почали бунтувати проти жорстокої системи. Злість породила злість, і тільки з роками і з величезною кількістю публікацій прийшло розуміння, що виховання подібного роду нічого хорошого не принесе. Ми все ще живемо в рамках цієї справжності, хоча деякі з умов вже змінились. "Перша стать" показує, що впасти в очах інших людей і втратити статус "справжнього чоловіка" дуже легко, варто лише один раз оступитись і не змогти доказати свою силу.
Тарас
4 травня 2019 р
5 балів
Как французские мужчины становились «мужественными»
Мужик должен быть сильным, зарабатывать деньги, в любой ситуации обязан проявлять мужество, а еще «не служил - не мужик». Восприятие того, каким должен быть мужчина - не является естественным или врожденным, это культурно обусловленный стереотип, формирующийся и меняющийся со столетия в столетие. Андре Рош, на примере французской истории, исследовал причины возникновения этих стереотипов и пути их развития. Франция XVIII-XIX столетий может показаться довольно далекой от сегодняшних процессов конструирования мужества, но, как по мне, это ни в коей мере не мешает провести определенные параллели с украинской ситуацией, особенно, в постмайданный период. Книга «Перша стать. Зміни та криза чоловічої ідентичності» состоит из введения, шести глав и выводов. Каждая часть сфокусирована на проживании «мужественности» в конкретный временной период и в конкретной среде. Революционный взрыв, армия, буржуазный город, село, школа, досуг - все эти места формируют специфическую форму доминантной маскулинности. Кто не в курсе, это комплекс вторичных половых признаков, рассматриваемых как мужские, внешне отличающих мужчину от женщины. В разделе «Французская революция» мужчины, в частности король и придворные, показаны как существа слабые, недостойные власти, они не ведут себя как мужчины, а скорее похожи на незрелого мальчишку. Тем не менее, они пользуются своими привилегиями, чтобы отобрать у нормальных мужчин право на женщин - господин может завладеть женщинами, которых считает своими, это унижает честь активного гражданина. Но эти господа оказываются слабыми в постели, недостойными своих привилегий. Активность, физическая сила, неповиновение, грубость становятся признаками настоящего мужчины. Армию Рош рассматривает как институт, формирующий маскулинность. Рисует образ солдата - настоящего героя. Он приносит свое тело в жертву армии, и так рождается слава. Жалобы и стоны недопустимы, и только преодоление боли и холодная рассудительность, сам момент пренебрежения к собственному телу формируют в мужчине мужские качества. Врагов же, Рош специально ассоциирует с «бабами», они не имеют собственной чести и теряют достоинство на поле боя. Много автор говорит о становлении буржуазной модели маскулинности. Например, об изменениях в законодательстве, которые в определенной степени меняют роль женщины. В этот период становится важной категория любви, а на мужа ложатся определенные обязательства, к примеру, материальное обеспечение своей спутницы жизни. И он уже не может самостоятельно распоряжаться общей собственностью. В контексте положения французских сельских мужчин, интересным мне показался анализ Роша явления миграции и воспроизводства гомосоциальних пространств. Кризис патриархальной семьи, как утверждает автор, обусловлен внедрением частной собственности, исчезновением системы состояний, а также переформатированием мужских пространств. Миграция сельских мужчин в города обусловлена бедностью. В город они интегрироваться напрочь отказываются, фокусируясь на накоплении, а не трате средств. Сохраняют связи с малой родиной, их целью становится возвращение, эти мигранты стремятся помочь семье. Кроме того, молодые люди, поднявшиеся в городе, пользуются большим спросом среди сельских девушек (ахах, как обо мне написано). Конструируется новая схема взаимодействия, которая предусматривает лишь частичные контакты с городской средой. В городе крестьяне обычно заняты на производстве, пренебрегают опасными условиями труда, работают сверхурочно и соглашаются на плохое жилье. Автор связывает это с гендерными нормами: настоящий мужчина должен выдержать все и не показывать себя трусом. Кроме того, текст насыщен мыслями Роша о невозможности абсолютной власти учителя в «демократическом» обществе, об озабоченности общественности «расцветом метафор интерната как места страдания» и т.д. Вообще, о школе и обучении в ней мужской половины населения в этой книге есть отдельный раздел. В целом, «Перша стать» - очень интересные размышления о восприятии мужчины в современном обществе. Достойный ответ феминистским изданиям. Это стоит почитать.
Виникли запитання? 0-800-335-425
380 грн
Немає в наявності
Паперова книга