Рецензии «Открой глаза»

Средняя оценка
1
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Лучшие рецензии
Написать свою рецензию
  • Однозначно достойная книга для мыслящих читателей
    Лариса Михайловская, 20 марта 2018 г.
    Рецензия полезна?
    За простым названием «Открой глаза» книги Джулиана Барнса кроется уникальный взгляд на творчество избранных художников европейской школы.
    В последнее время появилось много произведений об искусстве, и в основном из книги в книгу перекочевывают одни и те же авторы, произведения, притчи, разрекламированные сведения из биографий художников. В книге «Открой глаза» много удивительных открытий – читателям, которые «не вращаются в художественных кругах по роду деятельности» предоставляется возможность познакомиться с новыми именами и работами. Конечно, это всего лишь «заочное знакомство», но однозначно возникает желание, как минимум, увидеть репродукции описываемых картин в интернете, и как максимум, посетить музеи, где они хранятся.
    Книга состоит из 17 глав, каждая из которых представляет собой эссе, посвященное отдельной личности, или определенному срезу творчества этой личности (так, например, в эссе об Эдгаре Дега рассматривается тема «женщины» и совсем не акцентируется внимание на его «страсти к скачкам»). В процессе чтения книги я задавалась вопросом «По какому принципу Джулиан Барнс отбирал художников для эссе?» Возможно ошибаюсь, но думаю, рецепт подборки прост. Это художники, с творчеством которых Барнсу приходилось сталкиваться по жизни (личное восприятие на выставках, статьи, литература и видеоматериалы о живописи и художниках).
    Хочется отдельно подчеркнуть неповторимый литературный стиль автора и его виртуозную способность создания интриги для читателя в самом начале, а в дальнейшем, постепенного «разворачивания» взглядов автора и раскрытия таких тем в искусстве как «личность, талант, самосовершенствование, слава и признание». На первый взгляд, отдельные главы меду собой не связаны, но это не так. Эссе - как жемчужины в ожерелье: каждая последующая подчеркивает сияние и форму предыдущей, передает эстафету переливчатых отблесков и теней.
    Отдельный респект Джулиану Барнсу за его активную позицию к тем авторам произведений искусства, которые стремились к совершенству не за счет «вымышленных или реально существующих пикантных историй» биографии, а исключительно за счет таланта, оттачивания мастерства и стремлению к новым высотам.
    Чуть ли не в каждой главе есть упоминание о Пабло Пикассо в очень оригинальном контексте.
    Однозначно достойная книга. Рекомендую все мыслящим читателям, уставшим от «литературной попсы».